Триста шестьдесят пять церквушек были построены в кипрском городе Фамагуста и его окрестностях.
Во всяком случае, так гласит предание. Можно было каждый день ходить в церковь и за год не побывать в одной и той же дважды. Большинство храмов разрушили чужеземные захватчики, которые слишком часто вторгались на Кипр. Многие погибли во время пожаров и землетрясений. Множество церквей было демонтировано и отправлено в качестве стройматериалов в Египет в период строительства Суэцкого канала.
Киприоты не без гордости говорят о том, что их остров - первая страна в мире, получившая христианского правителя. В первом веке нашей эры, в сорок пятом году, апостолы Павел и Варнава, проповедуя на Кипре христианство, обратили в эту веру римского проконсула Сергия Павла.
Хотя по всему Кипру разбросано огромное множество различных памятников культуры, связанных с христианством, в том числе церквей и монастырей, Ларнаке принадлежит особое место. Здесь находится церковь Святого Лазаря, построенная, по легенде, на месте захоронения того самого Лазаря, которого воскресил Иисус Христос. В 45 году Павел и Варнава во время своего первого миссионерского путешествия по Кипру встретили Лазаря и рукоположили его во Епископа Китийского. Последний окормлял свою паству восемнадцать лет. В 63 году он умер. А в шестом веке на его могиле был построен храм. Впервые останки святого Лазаря были обнаружены византийским императором Львом Мудрым в 890 году. Считается, что часть мощей он перенес в Константинополь. За это прислал денег на строительство храма в Ларнаке. Но в нынешнем виде церковь существует с десятого века. По свидетельству знатоков, храм Святого Лазаря является одним из лучших образцов византийской архитектуры на Кипре. Замечательна колокольня церкви из резного светложелтого песчаника.
Иконостас состоит из ста двадцати икон, написанных в разное время. Под алтарем находится мраморный саркофаг, в котором был захоронен Святой Лазарь. Икону Пресвятой Богородицы подарил храму русский царь. На окладе выгравирована дата - 1868. По дате судя, подарок был от Александра II. Но все сложнее: это только год позолоты оклада, сама икона попала в храм гораздо раньше. И какой именно царь ее подарил, никто не знает.
Другой храм Ларнакского округа особенно знаменит среди знатоков и ценителей церковной архитектуры и живописи. Всего в двенадцати километрах от центра Ларнаки, в деревне Кити находится церковь II века - Панагии Ангелоктисты, что означает "Церковь Богородицы, построенная ангелами". По преданию, строительство этой церкви начали не на том месте, где она стоит, а неподалеку. На следующее утро строители не обнаружили заложенного фундамента. Он непонятным образом переместился в то место, где и сейчас можно увидеть церковь. Проделать такой объем работы по силам только ангелам.
Она стоит на остатках ранневизантийской - шестой век - базилики. От базилики уцелело лишь одно крыло, которое стало частью поздней постройки. В этом крыле сохранилась великолепная мозаика, изображающая Богоматерь с Младенцем на руках между архангелами Михаилом и Гавриилом. Это лучшая из сохранившихся на Кипре мозаик, соперничающая со знаменитыми византийскими мозаиками Равенны на северо-востоке Италии. В церкви, как в католических костелах, стоят ряды скамеек для прихожан. На скамейках обозначено, что передние места предназначены для мужчин, а задние - для женщин. В будние дни скамейки пустуют, а по воскресеньям приходит много народа, в том числе и весьма молодые люди.
Территориально к Ларнакскому округу тяготеет еще одна весьма примечательная церковь - Айа Напа. До нее сорок пять километров от Ларнаки по автотрассе на восток. Этот комплекс представляет собой бывший средневековый монастырь, построенный в 12 веке. А нынешняя икона Девы Марии, находящаяся в церкви, написана в семнадцатом веке.
Во время венецианского владычества в монастыре воздвигли двухэтажные врата с гербом Венеции и очень интересный огромный восьмиугольный фонтан. А недалеко другой - в виде головы кабана, из пасти которого струится вода.
Увы, русские - ни туристы, ни постоянно живущие на Кипре - не пополняют ряды прихожан православных церквей. Впрочем, может, еще и придут они в храм. В конце концов все возвращается на круги своя.